Динамометрический ключ. Зачем нужен при ремонте авто

10

Для чего нужен динамометрический ключ?

Динамометрические ключи применяются в разных отраслях, но часто к данному инструменту прибегают при ремонте и обслуживании автомобилей. Благодаря возможности выставить фиксированное усилие на ключе можно закрутить болт или гайку с определённым моментом. Это важно, потому что практически у любого болта или гайки в автомобиле прописан заводской момент затяжки. При слабой затяжке резьбового соединения есть вероятность, что деталь открутиться, начнёт болтаться или вовсе отвалится (например, колесо). Если же это болт на поддоне коробки передач, то недостаточное усилие при затяжке не даст хорошо прижать прокладку, может начаться утечка масла из коробки передач, в результате - масляное голодание и дорогостоящий ремонт. 

Зная это, автолюбители и автослесари часто затягивают болты и гайки с большим усилием, но такой подход также опасен. Перетянутый колесный болт будет сложно потом открутить, особенно на дороге, когда спустило колесо и под рукой только обычный «балонник». Также есть риск обломать колесную шпильку или сорвать резьбу на ступице колеса, что приведёт к работам по замене шпильки или новой ступицы в сборе. Обломанный болт с оставшейся резьбой в двигателе тоже принесёт кучу проблем и заберёт уйму времени. Этот список можно продолжать — сорванные сливные пробки, пережатые или не дожатые прокладки двигателя, утечки технических жидкостей, «слизанные» гайки и болты, сломанные «секретки» колёс, высверливание ломанного болта из двигателя и т.д. Зная всё это, профессионалы, да и любители, используют в своей работе динамометрические ключи. Но что это такое и как он работает?

Типы динамометрических ключей:

Стрелочные ключи самые простые и примитивные, но это не значит что надёжные — они не поддаются регулировке и со временем теряют точность. Также не имеют фиксации и опять теряется точность. Громоздкие и не удобные. Единственный плюс — это низкая цена. Большого распространения они не нашли.

Щелчковые ключи самые распространённые. Пружинный механизм ключа даёт выставить нужный момент и передать его на крепёж, не превысив значение. Также у ключа есть храповый механизм, как у обычной «трещотки», шкала регулировки момента, ручка для выставления момента и фиксатор, который не даёт «убежать» выставленным значениям. При затяжке крепежа и достижения заданного момента, ключ издаёт характерный щелчок, ручка проскальзывает вниз относительно головки ключа.

Плюсы у таких ключей — это точность, простота и удобство работы, возможность выставить определённый момент, ремонтопригодность (к ним продаются рем. комплекты), возможность работы с правой и левой резьбой. Из минусов — это необходимость проверки и калибровки.

Цифровые ключи похожи на щелчковые, но в их основе лежит цифровой датчик, который улавливает момент и передаёт его на дисплей ключа. Необходимые значения выставляются на дисплее, при их достижении ключ издаёт звуковой сигнал. Также на дисплее отображаются значения, которые достигнуты в данный момент времени.

Плюсы этого ключа в том, что на экран можно выводить значения в разных единицах измерения. Есть звуковая и световая индикации. Применим к левой и правой резьбе. Есть возможность узнать, с какой силой закручен крепёж. Возможность сохранять значения в памяти. Не требуется регулировка. Это самый точный ключ. Из минусов — цена, требуется бережное отношение к инструменту.

Как выбрать динамометрический ключ?

На мой взгляд, свой выбор стоит остановить на ключах щелчкового типа или электронных, получивших наибольшее распространение.

В случае автосервиса или технического центра выбор не так сложен — в своём арсенале необходимо иметь ключи перекрывающие наибольший диапазон крутящего момента. Это примерно от 5 Н*М до 350 Н*М. Большинство ключей имеют примерно один и тоже диапазон крутящего момента:

Под посадочный квадрат 1/4 - 5-25 Н*М

Под посадочный квадрат 3/8 - 20-110 Н*М

Под посадочный квадрат 1/2 — 40-210 Н*М

Если вы автолюбитель, то стоит задуматься, для каких целей вы берёте такой ключ. Многие автолюбители предпочитают менять колеса на автомобиле самостоятельно, а более сложные работы доверять профессионалам. Моменты затяжки колёсных гаек и болтов у разных производителей и моделей свои, диапазон у них не мал, примерно 85-200 Н*М. Например:

BMW 1 серия/ 3 серия/ 5 серия — 120 Н*М

KIA Rio – 105 H*M

Land Cruiser 200 – 209 H*M

LADA Largus – 105 H*M

WV Multivan – 180 H*M

Для таких работ вполне подойдёт ключ под посадочный квадрат 1/2 — 40-210 Н*М.

А вот для замены масла в двигателе, нужен уже небольшой ключ под посадочный квадрат 1/4 - 5-25 Н*М. Потому что сливные пробки закручиваются примерно в этом диапазоне. На Opel или Chevrolet на поддоне двигателя пишет момент затяжки 14 Н*М. Также этот ключ подойдет для затяжки свечей зажигания.

Ну а если вы решили поменять ступичный подшипник на своём Mitsubishi Lancer 10, то берём ключ под посадочный квадрат 3/8 - 20-110 Н*М и закручиваем подшипник с усилием 95 Н*М, чтобы не пришлось его менять в скором времени из-за перетяжки болта.

Рекомендации при работе

Чтобы правильно обращаться с купленным инструментом, необходимо учитывать представленные ниже рекомендации:

Не стоит откручивать все резьбовые соединения динамометрическим ключом. Он не предназначен для постоянной работы вместо обычного рожкового ключа или трещотки. Главное назначение — определение точного усилия при затяжке болтов, гаек.

Большие усилия не нужно прикладывать, если отдельные элементы не поворачиваются. Это может привести к поломке изделия. В таких случаях необходимо выяснить, почему болт или гайка не крутятся дальше.

Рекомендации по хранению: не использовать агрессивную химию или абразивные вещества при его очистке; инструмент не должен контактировать с влагой, падать на пол. Ключи щелчкового типа должны храниться в полностью ослабленном состоянии.

Достаточно придерживаться приведённых рекомендаций, чтобы ваш специальный инструмент прослужит много лет.

Итог

Подводя итог статьи можно отметить, что динамометрический ключ необходим как профессионалам, так и любителям, что покупка динамометрического ключа должна проводиться с учётом конкретных работ. Ведь от этого зависит диапазон усилий. Не стоит забывать о правильной эксплуатации, обслуживании и хранении инструмента.