Домкраты

393

Легенда гласит, что один из первых домкратов придумали в древности и использовали его в военном деле - ломали ворота в осаждённом городе. Около века назад, в 1925 году, Питер Лунати (автомобильный мастер) зашёл в парикмахерскую и увидел, как с лёгкостью поднимают кресло с человеком на нужную высоту. Тогда то и зародилась идея создания первого автомобильного гидравлического подъёмника. В наше время домкрат - это обыденный инструмент, который знаком не только автомобилистам, но и мастерам из других областей. В каждой машине, где есть "запаска", в комплектацию с завода входит домкрат для замены колеса. Но они не всегда надёжны или не так удобны и безопасны в использовании. Тогда и встаёт выбор, какой домкрат купить на замену заводского. Мало того, есть люди, кто самостоятельно меняет колеса с зимы на лето. В таком случае, можно рассмотреть вариант подкатного домкрата, что используют на шиномонтаже.

Ромбические

Одни из самых популярных домкратов. Его конструкция проста и надёжна, а стоимость такого домкрата не высока. Компактные размеры такого помощника позволяют перевозить его с собой в автомобиле каждый день. Смазанный винт не будет пачкать обшивку багажника, ведь в сложенном состоянии он спрятан внутри рамы. Основное усилие такого вида домкратов находится в диапазоне от 1 до 2 тонн, что достаточно для работ как с легковушкой, так и с минивэном или кроссовером. Минимальная высота подъёма бывает от 75 мм, такой домкрат подлезет даже под "заниженную тачку", а максимальной высоты в 395 мм хватит для кроссовера. Ромбовидная конструкция также рассчитана и на применении гидравлики в работе таких домкратов, но не так популярна.

Из основных недостатков стоит отметить, что в работе с таким оборудованием необходимо применять дополнительные подставки, работа с длительным поддержанием автомобиля на весу запрещена. При превышении максимальных нагрузок существует вероятность деформации рамы или растяжка резьбы винта. Работы необходимо проводить на ровной и твёрдой поверхности - небольшая площадь опоры домкрата не может защитить его от погружения в грунт. А при небольшом перекосе существует вероятность соскальзывания и падения автомобиля.

Бутылочные гидравлические

Такие домкраты отличаются компактность конструкции, простотой обслуживания и надёжностью в эксплуатации. За счёт высокого переда­точного отношения между площадями поперечного сечения цилиндра и плунжера насоса обеспечивается плавность хода при минимальных затрачиваемых усилиях. 

Применение гидравлики позволяет изготавливать домкраты с усилием от 1 до 50 тонн, за что они получили распространение в других областях. Например, с таким домкратом можно изготовить гидравлический пресс. Высота подъёма доходит до 600 мм и более у телескопических, но отсюда вытекает и минус - минимальная высота, в лучшем случае, 180 мм. Машину с низким клиренсом уже не поднимешь. Площадь основания таких домкратов, как правило, больше, чем у ромбических, но всё равно не достаточная, чтобы им можно было работать на неровной и неустойчивой поверхности. Эти домкраты также могут уйти под грунт. Действие сил вертикальное, конструкция домкрата неподвижна в горизонтальном положении, а при подъёме автомобиля точка опоры смещается относительно горизонта, и домкрат может встать на перекос. Малая поверхность верхней опорной части не способствует надёжному удержанию автомобиля, особенно при наклоне. В работе со старыми автомобилями есть вероятность, что такой домкрат продавит порог, пол или раму. 

Хранить бутылочный домкрат следует в вертикальном положении, во избежание утечек масла через манжету штока. Также необходимо периодическое обслуживание. Да и вес у них побольше, чем у ромбовидных.

Подкатные домкраты

Основание таких домкратов - это массивная рама на четырех колесах, к которой прикреплён гидравлический насос, приводимый в движение за счёт наклона ручки домкрата. Насос же воздействует на подъёмный рычаг, к которому прикреплены возвратные пружины. Вращение ручки открывает или закрывает клапан на насосе, у некоторых моделей клапан выведен отдельно, но также приводится в движение с помощью ручки. Как и все домкраты, подкатные капризны к поверхности, на которой они стоят - она должна быть ровной и твердой. Но за счёт большой рамы и четырёх точек опоры, такие домкраты стоят надёжнее. Большой плюс таких домкратов, что при подъёме автомобиля и горизонтального перемещения точки опоры, он движется в сторону смещения автомобиля и поэтому не происходит перекос. Такие домкраты массивные и тяжелые, усилие подъёма от 2-3 тонн и доходит до 20 тонн. Высота подхвата от 75 мм у "низкопрофильных" и часто уходит за полметра. В основном, нашли своё применение на СТО или шиномонтаже, зачастую их можно увидеть в частном гараже, а вот в багажнике профессиональный домкрат не повозишь.

Но на этот случай есть небольшие, непрофессиональные подкатные домкраты. Конструкция и особенности те же, но размер поменьше. Они не такие сильные и быстрые, но со своей работой справляются, как и профессиональные - некоторые модели также способные оторвать от земли оба колеса по одному борту. Усилие подъёма от 1 тонны до 3,5 тонн, высота подхвата от 130 мм до 400 мм. Ручка насоса у домкрата съёмная, что позволяет разместить его в удобном пластиковом кейсе, который не повредит обшивку багажника автомобиля. Гидравлика насоса требует периодического обслуживания, а манжеты со временем ссыхаются и начинают протекать. Большинство моделей ремонтопригодны и их всегда можно "подлечить".


Реечные Hi Jack (Хай Джек)

Первый реечный домкрат был изобретен в 1905 году американским инженером Филиппом Джоном Харра для применения в авиации или на железной дороге. Конструкция  - это рейка на станине с закрепленным на ней подъёмным механизмом и ручка рычага, отвечающая за его перемещение. Надёжная, простая и универсальная конструкция приглянулась любителям Off-Road. Подхват от 130 мм до 1600 мм, а сила подъёма от 2 до 3 тонн позволяют поднять автомобиль даже из грязной колеи. За счёт своей конструкции его можно использовать как лебёдку. А его простота позволяет не тратить много сил и времени на его обслуживание - достаточно почистить и смазать. А вот размеры домкрата побольше некоторых багажников (даже у "джипов"). С собой его так просто не повозишь, поэтому большого распространения такие домкраты не получили.