Ключи гаечные, слесарные во всём своём разнообразии

803

Как подобрать ключ к её сердцу?

Можно написать для неё стихи, подарить цветы, устроить романтический ужин или проводить незабываемые вечера. Поможет это навряд ли, если она - ваша любимая машина (или даже чужая), а её сердце - это пламенный мотор. В ряде случаев возможено - придется повозиться, особенно, когда нет нормального инструмента, а вот ключи всё же придётся использовать другие. Среди всего многообразия гаечных ключей есть накидные, рожковые, комбинированные, сантехнические, разрезные, трещоточные и т.д. Давайте рассмотрим, какими бывают слесарные ключи, чем отличаются и для каких работ подходят

Комбинированные ключи

Самые распространённые ключи, они же рожково-накидные. Это сочетание двух ключей в одном. С одной стороны имеется открытый зев, с другой - двенадцатигранный кольцевой профиль с изгибом относительно ручки ключа. Оба профиля ключа имеют один и тот же размер. Как и с торцевыми головками, рожковая часть имеет меньше возможности сорвать грани крепежа, больше усилия при затяжке или откручивании, форма зева при больших усилиях зев этот может и раскрыть, тогда возможно повреждение крепежа или инструмента. Из-за большого угла хода использование в труднодоступных местах затруднительно.

Накидная часть - двенадцатигранная, площадь "зацепа" намного меньше. В такой ситуации, велика вероятность "слизать" грани на болту или провернуть ключ относительно граней крепежа, что порой приводит к деформациям самого инструмента. Усилия при затяжке или откручивании здесь меньше.

Меньший угол свободного хода позволяет применять ключ в труднодоступных местах. Комбинированные ключи бывают разных размеров: как метрические, так и дюймовые. Есть укороченные, удлинённые, с разным углом накидной части или же с торцевой головкой на шарнире вместо кольцевого профиля. Часто такие ключи встречаются с трещоткой, их мы рассмотрим ниже.


Рожковые ключи

В свое время были самыми популярным видом ключей, в основном, из-за отсутствия альтернативы. С появлением комбинированных ключей свою популярность стали терять в связи с меньшей универсальностью. Представляют собой ключ с двумя открытыми зевами, как правило, разного размера, это позволяет иметь в своём арсенале меньшее количество инструмента при том же перекрытии размеров крепежа. 

Как и большинство профессиональных ключей изготовлены из инструментальной легированной хром-ванадиевой стали. Некоторые из них произведены методом горячей ковки с последующей термообработкой, что придаёт ключам особую прочность, высокую надёжность. На ручках ключей делают специальные канавки или ребристую поверхность для лучшей фиксации ключа в руке. Также бывают различные рожковые насадки, как для для динамометрического ключа, так и под удлинители.



Накидные ключи

Как и рожковые, эти ключи менее универсальны. Но это на первый взгляд. Двенадцатигранный кольцевой профиль с изгибом позволяет использовать ключ в труднодоступных местах, к тому же такие ключи, как правило, длиннее (при этом есть еще и удлиненные накидные ключи) рожковых или комбинированных, что позволяет прилагать большее усилие при откручивании или закручивании крепежа, например, при регулировке сход-развала задней оси автомобиля. Часто такие ключи идут разных размеров. Многообразие вариантов таких ключей играет на пользу их универсальности. Но из этого вытекает и серьёзный минус - это необходимость иметь в своей мастерской большое количество инструмента. Что для серьёзных технических центров не проблема, а для автолюбителя может доставить неудобства.

Ключи с профилем Torx (Е-шки) не так известных, хотя торцевые головки с таким профилем очень популярны. Это максимально не универсальный профиль. Подходит только под Torx крепёж, который имеет форму в виде звезды с шестью гранями. Для работы с каким либо другим крепежом не предназначен. Ключи, в ряде случаев, более пригодны для работы в труднодоступных местах, нежели головки.

Усиленные накидные насадки рассчитаны на приложение большого крутящего момента, выдерживают работу с применением специальных удлинителей в форме трубы. Имеют пружинный механизм с кнопкой для фиксации трубы. Применяются, как правило, для работы с грузовой или спец.техникой. Размер насадок начинается с 24мм и доходят до 65мм.

Применение трещоточного механизма получило большое распространение при производстве накидных ключей. А применение такого инструмента сильно облегчило и ускорило работу при ремонте или обслуживании автомобиля.

Трещоточные ключи

Бывают как комбинированные, так и накидные. В основном трещотка встроена в "накидную" часть ключа. Но также встречаются ключи с трещоткой в рожковой части.  Накидная часть, как правило, имеет флажок-переключатель трещоточного механизма, если она расположена под углом относительно ручки ключа. "Прямые" ключи такого флажка не имеют, а просто переворачиваются для откручивания/закручивания крепежа. Ключи с трещоткой на шарнирном соединении также идут без флажка, накидная часть таких ключей поворачивается относительно ручки на угол до 90 градусов.






В ряде случаев рожковая часть имеет насечки на рабочей поверхности, что надёжно удерживает крепёж. Такие модификации применяются не только к трещоточным ключам, но и к обычным. В виду своих компактных размеров, эти ключи удобнее использовать в труднодоступных местах, нежели обычную трещотку с торцевой головкой. Срывать закрученную гайку или затягивать болт таким ключом нельзя, трещоточный механизм не предназначен для этих целей и можно его сломать. Они предназначены только для откручивания и притяжки крепежа. Срыв и затяжка производятся обычными ключами.

Торцевые ключи

По своей форме во многом отличаются от привычным рожковых и накидных ключей. По сути, это ручка с прикрепленной к ней торцевой головкой. Отличаются между собой как своей формой, так и профилем торцевой (рабочей) части. Наиболее распространены "колокольчики" с двумя торцевыми головками на шарнирах и разного размера. Профиль торцевой части, как правило, двенадцатигранный.

Т-образные и Г-образные не так популярны. Т-ключ - это вороток и удлинитель с несменяемой торцевой головкой. Такая конструкция уступает в универсальности обычным торцевым головкам с возможностью комбинировать размеры всех трёх частей, поэтому такие ключи приходится иметь во всём диапазоне размеров - не очень удобно и затратно, когда такую конструкцию можно собрать из простого набора инструментов. Но для каких-то конкретных целей, когда нужен один ключ одного размера, такая покупка будет выгодной. Г-образные ключи практически ничем, кроме своей формы, не отличаются от Т-образных. Часто их используют как "балонный" ключ. Есть вариации проходных Г-образных ключей для работ со шпильками и глубоко посаженными гайками. Они имеют полую трубку-ручку и отверстие на сгибе для "прохода" шпильки. Плюс обоих видов ключей в том, что они имеют шестигранный профиль головки, что повышает усилие при работе с крепежом и снижает вероятность "слизать " грани крепежа.

Балонные ключи

Предназначены для откручивания гаек или болтов крепления автомобильного колеса (балона - отсюда и название). Это обязательный инструмент из списка необходимого в автомобиле, конечно, если в автомобиле есть "запаска".





Торцевые ключи, унифицированные под конкретную задачу - помочь поменять колесо. В основном имеют размерность 17,19,21,22 мм. Г-образные бывают с телескопической ручкой, к тому же обрезиненной, со сменными или не сменными торцевыми головками.

Х-образные имеют больше модификаций, бывают: складные/переставные или фиксированные усиленные, с тремя или четырьмя торцевыми головками разных размеров и с посадочным квадратом с возможностью одеть обычные головки, либо шестигранным переходником в головку под посадочный квадрат. Профиль рабочей части, как правило, шестигранный.


Разрезные ключи

Если "слизать" грани гайки, к примеру, на гидравлической трубке или шланге автомобиля, то часто заменой просто гайки не обойтись. Замене или ремонту подлежат трубка/шланг целиком. А если это рамный внедорожник, то сюрпризы могут продолжится - на некоторых моделях топливные трубки или трубки системы кондиционирования меняются путём снятия кузова с рамы.

Чтобы избежать таких проблем, были придуманы разрезные ключи. Зев у таких ключей шестигранный с максимальным захватом гайки и с прорезью для возможности одеть такой ключ на трубку. Для удобства использования в труднодоступных местах, рабочая часть ключа имеет небольшой угол относительно ручки или имеет шарнир. Бывает и двенадцатигранный профиль рабочей части ключа, им легче работать в тесных местах, но "захват" граней крепежа меньше и увеличивается возможность "слизать" грани.

Даже для такого вида ключей были придуманы и запатентованы механизмы с трещоткой. Трещоточный механизм позволяет работать с крепежом топливных, тормозных и других трубок не переставляя ключ, удобен для работы с резьбовыми соединениями в условиях ограниченного доступа.

Ещё раз стоит напомнить, что срывать или затягивать закрученную гайку таким ключом нельзя! Трещоточный механизм не предназначен для этих целей и его можно сломать. Такие ключи предназначены только для откручивания и притяжки крепежа, срыв и затяжка производятся обычными ключами.


Серповидные ключи

Или как ещё - шлицевой, радиусный, крючковый. Предназначен для работы с цилиндрическим крепежом, не имеющим граней. Имеет форму серпа с подвижной рабочей частью относительно ручки и выступом, который цепляет за паз гайки. Гайки такой конструкции проблематично открутить другим инструментом, что требует наличие этого ключа. Наиболее востребован при обслуживании мототехники и в промышленности.



Ударные ключи








Изготовленные из инструментальной углеродистой стали специального сплава, обладающего особыми характеристиками. Ключи приспособлены для работы в тяжёлых условиях под действием больших нагрузок. Технология изготовления ключей включает в себя метод горячей ковки с последующей термообработкой, что придаёт ключам особую прочность, высокую надёжность. Используются для ремонта и обслуживания крупногабаритной техники и конструкций, а также в промышленности, сельском хозяйстве, производстве, строительстве, на станции технического обслуживания автомобильной и другой техники.

Разводные сантехнические ключи

Универсальная разновидность рожкового ключа с возможность регулировки размера зева за счёт винтового или червячного механизма. Одна "губка" остаётся неподвижной, другая же за счёт механизма изменения размера движется в полости рукоятки. Имеют разметку, что позволяет "подогнать" ключ под размер крепежа или использовать как измерительный инструмент. Существуют ключи с трещоточным механизмом, что позволяет проводить работы, не снимая ключ с крепежа. Один такой ключ может заменить набор рожковых ключей, но из-за своих больших габаритов затруднена работа в труднодоступных местах. Профессиональные разводные ключи изготавливают из высокоуглеродистой стали с добавками (хром, ванадий). Для улучшения характеристик сплава применяется напыление никелем, хромом или фосфатом. Даже после долгого использования не возникает люфта и расстояния при сжатых губках.


Ключи трубные ("газовые")

Своё название получили из-за сферы применения - обслуживания труб и крепежных деталей различного профиля. Но также нашли распространение и в сфере ремонта автомобилей. Имеют два основных варианта исполнения - рычажный и ключ Стиллсона. 

Рычажный ключ состоит из двух скреплённых между собой рычагов-ручек, один из которых остаётся неподвижным, а второй регулируется за счёт гайки и резьбы, расположенной на другом рычаге. На конце расположены губки с насечками. Форма губок спроектирована так, что они чётко облегают и фиксируют шестигранную гайку, а насечки не дают соскользнуть инструменту, что в ряде случаев позволяет крепко зажать трубу. За счёт регулировки можно подогнать ключ под размер крепежа или трубы.

Ключ Стиллсона имеет ручку с "губкой" и закреплённый к ней подвижный рычаг, регулировка происходит за счёт вращения гайки и перемещения рычага. Фиксация ключа не требует задействовать вторую руку, что добавляет удобства в использовании этого инструмента. "Губки" из легированной стали подвергнуты "закалке", обратное направление зубьев улучшает "зацеп".

Ключи такого типа, в большинстве своём, имеют крупные размеры, что не позволяет работать в труднодоступных местах. Их применение распространено в промышленности, сельском хозяйстве, производстве, строительстве, на станции технического обслуживания автомобильной, грузовой и другой техники.