Магниты, зеркала, захваты

114


Обслуживая автомобиль часто случаются ситуации, что открученные болт или гайка падают из рук глубоко в моторный отсек. Это хорошо если не в сам двигатель. Бывало и такое - снял клапанную крышку, а болт упал между блоком цилиндров и его передней крышкой, аккурат где цепь ГРМ... А если вы ремонтируете автомобиль на улице и головка упала на защиту ДВС, её видно, а дотянуться не получается и машину не поднять. На такие случает будет полезно держать в своем арсенале захваты или магнитные тарелки, с которых болты не будут "убегать". На этот раз мы посмотрим какими бывают эти магниты, захваты, зеркала


Магнитные захваты

Магнитные захваты как правило бывают двух видов: телескопические и на гибком держателе. У обоих вариантов исполнения есть свои плюсы и минусы. Общее у них - это магнит на конце захвата. Сами магниты отличаются не только размерами, но и мощность. Слабые поднимают детали или крепеж весом до 0.3 кг, а мощные в состоянии поднять 2,5 кг. Минусы слабого магнита всем понятны, но и у мощного есть свои недостатки - пытаясь просунуть его между металлическими деталями, он так и норовит к ним при магнититься, что доставляет кучу неудобств. Есть варианты захватов со сменными магнитами, но они в основном идут в наборах. Какие бывают наборы мы рассмотрим ниже

  • Телескопические магнитные захваты очень похожи на шариковую ручку в которую спрятали антенну от старого магнитофона. На конце выдвижной секции прикручен или намертво прикреплен магнит. Как правило захваты имеет 5-7 выдвижных секций, а их длинна начинается от 130 мм и доходит до 650 мм в полностью раскрытом виде. Плюсы такого исполнения в компактных размерах (в сложенном состоянии легко помещается в карман куртки) и возможности отрегулировать длину инструмента. Жесткие трубчатые секции не сгибаются под весом упавшего крепежа и не дают магнититься к другим металлическим деталям. Но такой захват можно сломать, если начать сгибать выдвижные секции, и тогда инструмент можно выкинуть. А согнуть захват порой очень надо, если крепеж или инструмент завалился глубоко и под углом. К сожалению такой вид магнитов не позволяет пользоваться им в труднодоступных местах
  • Захват магнитный на гибком стержне бывает двух видов - с открытым магнитом и выдвигающимся. В зависимости от исполнения отличаются и ручки захвата. С открытым магнитом они как у простой отвертки - пластиковые или прорезинены, к ним жестко прикреплен гибкий стержень с магнитом на конце. У выдвигающихся магнитов, ручка напоминает медицинский шприц - двумя пальцами держимся за крючки, а ладонью или большим пальцем давим на поршень, который за счет троса выдвигает магнит из железного наконечника. Пружина на поршне возвращает его обратно и трос прикрепленный к магниту затягивает его в "гараж". Это нужно для того, что бы во время погружения захвата в недра моторного отсека, он не цеплялся к каждой металлической детали, а как только доберется до упавшего
    крепежа, то вылез и схватил его. Минус в том, что пока вы не достанете болт или гайку, вам придется одной рукой нажимать на поршень и рука всё время будет занята - не перехватиться. Учитывая что длинна захвата бывает больше 600 мм - не очень то и удобно. А удобно - это возможность согнуть стержень хоть зигзагом, хоть под углом 90 градусов и он не сломается. Сам он распрямляться не будет и по этому им можно залезть даже туда, где глаза не видят. Но если крепеж, деталь и упавшая головка весят прилично, то часто стержень гнется, форму не держит и им приходится доставать как веревкой. Да и размеры захвата не маленький, такой в карман уже не поместится

Захваты выдвижные, механические

С болтами, гайками и другими железками всё понятно, а что же делать, если упал пластиковый колпачок от заправочного порта трубки кондиционера, отрезок шланга или кусок тряпки ? К магниту они уже не приклеятся, здесь поможет механический захват. По своей форме и конструкции, такой захват похож на выдвижной с магнитом. Тот же гибкий стержень, трос, поршень с пружиной, но только вместо магнита выдвигаются металлические крючки-захваты, которые сами раздвигаются в стороны, а как только трос за счет пружины тащит их назад, но они как клещи сжимаются и цепляют деталь. В работе - это наиболее неудобный, на мой взгляд, захват. Большую деталь не подцепишь, тяжелая так и норовит выскользнуть, в трудно доступных местах надо еще постараться попасть и зацепить деталь, а если её еще и не видно, то можно долго провозиться. Когда деталь поймал, то надо одной рукой держать поршень на ручке и уже не перехватишься. Огромный и неоспоримый плюс - этот захват достает всё то, что не магнитится. Порой он просто незаменим, хоть и придется с ним повозиться 

Зеркала

Зеркало не так часто используется при ремонте автомобиля, но его наличие порой помогает сэкономить много времени. Являясь вспомогательным инструментом для диагностики и работ в ограниченном пространстве, оно в некоторых ситуациях просто незаменимо - когда надо заглянуть с тесном пространстве туда, куда голову свою не просунешь. Так же оно поможет разглядеть номер на двигателе или сварные швы на кузовных деталях. Зеркала обычно не большого размера, овальной или круглой формы. С помощью шарнирного соединения, прикрепленному к стержню, можно выставить зеркало под определенным углом. Зеркала бывают телескопическими или на гибком стержне. Плюсы и минусы таких конструкций мы рассмотрели на примере магнитных захватов, по этому не будем заострять на них внимание. У некоторых моделей существует подсветка. Лампочки с батарейками либо крепятся к стержню, либо находятся внутри самого стрежня, а кнопка включения расположена на рукоятке.


Магнитная тарелка/поддон

Одним из удобных и весьма приятных инструментов является магнитная тарелка или поддон. Простой по своей конструкции подсобный инструмент состоит из металлической тарелки и прикрепленного к ней магнита. Поставив такую тарелку на металлический стол, уже не стоит опасаться, что вы смахнете ее и все содержимое на пол - за счет мощного магнита она крепко фиксируется на своем месте. А любой металлический крепеж или инструмент, будь то гайка, шайба или торцевая головка на 10 мм, не куда не денутся из этой тарелки и можно не опасаться, что "сухарь" клапана потерялся и сейчас начнутся проблемы. Магнитные поддоны так же можно устанавливать и на вертикальную поверхность или даже на потолок - он сам не упадет и рожковый ключ с болтами удержит. Поддоны бывают круглой, овальной, квадратной или прямоугольной формы. С одним, двумя или четырьмя магнитами. Стоит не забывать, что магниты у них очень мощные и они притягивают к себе еще и всякую грязь, стружку, частицы песка. За этим приходится следить и периодически чистить инструмент. Не в коем случае не рекомендуется ставить такие тарелки на автомобиль. Во первых очень велика вероятность повредить лакокрасочное покрытие, а во вторых нанести вред электронике автомобиля которая выходит из строя под действием магнитных волн

Наборы

Наборы, как правило, идут 3 в 1 - это ручка держатель с гибким или телескопическим стержнем и сменные насадки: зеркало, магнит, подсветка. Крепятся они через резьбовое соединение, некоторые насадки оснащены шарниром. Есть наборы без сменных насадок, состоящие из двух-трех отдельных предметов, например: магнитный лоток + захват или телескопические магнит и зеркало. Существуют и профессиональные наборы, такие как на фото, в которых представлен весь спектр вспомогательного инструмента описанного в этой статье: телескопическая ручка со сменными магнитными насадками разной мощности, гибкий захват со сменными магнитами, зеркала разной формы на шарнирном соединение, магнитная тарелка. Все это уложено в мягкий ложемент и надежный пластиковый кейс.

Сопутствующие аксессуары на первый взгляд не столь нужная вещь при ремонте или обслуживании автомобиля, но все же случаются ситуации, что с их помощью можно на много ускорить и облегчить работу, использование таких "девайсов" будет приносить удовольствие. Ну а если вы занимаетесь профессиональным ремонтом, то в вашем арсенале просто обязан быть вспомогательный инструмент