Торцевые головки. Их виды и профиль

1997

Решая самостоятельно обслужить автомобиль, мы иногда сталкиваемся с тем, что инструмент, который имеется, не подходит для этих целей. Он старый, сломан, чего-то не хватает или его вовсе нет. Мы идём в магазин и покупаем набор или отдельно взятый инструмент. Но каждый хоть раз обращал внимание на то, что головки оказывается бывают разными - длинными, большими или маленькими, даже отличается сам профиль головки. Но для чего всё это разнообразие, что лучше и для каких целей выбрать? В этой статье предлагаю ознакомиться или освежить в памяти, какими же всё таки бывают торцевые головки и для чего они предназначены.


Профили торцевых головок

Головки - это самый популярный инструмент. Их популярность обеспечена универсальностью. Работая с ними, можно применить удлинитель или кардан, трещотку или вороток, пневмоинструмент или динамометрический ключ. Они бывают маленькими, большими, длинными, ударными. Под "большую" или "маленькую" трещотку - это называется посадочный квадрат, и измеряется он в дюймах: 1/4, 3/8, 1/2 и тд. Существуют различные профили, среди основных: шести и двенадцатигранные, SuperLock, Spline, Torx (E-шки). На них мы остановимся поподробнее:

    6 гранные торцевые головки
  • Шестигранные головки получили наибольшую популярность и распространение. Площадь контакта с болтом или гайкой у таких головок больше, захват надёжнее. В следствии чего, усилие, передаваемое на крепёж более бережное. Меньше возможность сорвать грани крепежа, больше усилия при затяжке или откручивании. Но из-за большого угла хода головки её использование в труднодоступных местах затруднительно, если использовать головку с воротком, то не всегда получается одеть её на болт или гайку.
  • 12 гранные торцевые головки
  • Двенадцатигранные на втором по популярности месте. Они подходят для работы как с шестигранным крепежом, так и с двенадцатигранным. При работе с шестигранным крепежом, у этих головок площадь "зацепа" намного меньше. В такой ситуации, велика вероятность "слизать" грани на болту или провернуть головку относительно граней крепежа, что порой приводит к деформациям самого инструмента. Усилия при затяжке или откручивании здесь меньше. В два раза меньший угол свободного хода позволяет применять такие головки в труднодоступных местах.
  • Super Lock (Супер Замок/Захват) - само название такого профиля говорит само за себя. Модифицированный вариант шестигранных головок со смещенной точкой давления на болт. По сути грани крепежа этой головкой не задействуются, упор происходит на плоскую поверхность болта, что сводит к минимуму возможность сорвать грани на крепеже и позволяет приложить больше силы при затяжке или откручивании крепежа. Как и у шестигранных головок, SuperLock имеет большой угол хода, что также затрудняет работу в труднодоступных местах.
  • Торцевые головки Spline
  • Spline - универсальный тип профиля. Позволяет работать с крепежом различного вида. Может открутить шестигранный или двенадцатигранный, метрический или дюймовый крепёж. Подходит для работы с профилями Torx, Spline, квадрат. Как и у любого универсального инструмента есть свои минусы - не каждому размеру крепежа можно подобрать головку, но это не так часто происходит. А вот малая площадь контакта с крепежом может привести к "слизыванию" болта или гайки, поэтому такой инструмент применяется в области с небольшой силой затяжки.
  • Торцевые головки Torx (Е-профиль)
  • Torx (Е-профиль) - распространенный профиль, но максимально не универсальный. Подходит только под Torx крепёж, который имеет форму в виде звезды с шестью гранями. Для работы с каким либо другим крепежом не предназначен.

Бытует мнение, что головки с нестандартным профилем продаются только в комплектах. Но это не так. Все их можно приобрести поштучно, любого профиля и размера. И, если вы потеряли или сломали часть инструмента из своего набора - не стоит отчаиваться. Также их можно покупать под определённые цели или задачи, не тратясь на комплект.

Глубокие или удлинённые головки подходят для работы со шпильками, когда гайка закручена глубоко и длины обычной головки уже не хватает - она упирается в шпильку. Особенно незаменимы, если к тому же не подлезть ключом к гайке. Также бывают различных профилей. В ряде случаев подходят для замены свечей зажигания, но для таких работ существуют специальные свечные головки. Посадочный квадрат: 1/4, 3/8, 1/2 и тд.

Все виды этих головок не предназначены для работы с пневмоинструментом, а только для использования ручным инструментом.

Ударные головки

Предназначены для работы с пневоминструментом или электроинструментом. Отличаются от вышеперечисленных типов головок материалом изготовления, применяемом при производстве. Простые головки изготовлены из хромованадиевого сплава. Ударные головки - из хром молибденового сплава. Результатом использования молибдена при производстве становится эластичность и упругость головки. Это и позволяет использовать её с пневмоинструментом. Принцип действия ударного инструмента основан на множестве коротких, но довольно сильных толчков. При воздействии таких толчков обычная головка может разлететься не несколько маленьких осколков и причинить травму. Хром молибден при таких условиях чувствует себя лучше и благодаря упругости и эластичности выдерживает нагрузки от ударного инструмента. При запредельных нагрузках такие головки не разлетаются, а просто трескаются "по шву", что исключает возможность травм. В основании головки есть отверстие под фиксирующий шплинт для фиксации её на ударном валу и канавка под резинку для фиксации шплинта. Самый распространенный посадочный квадрат - 1/2, то также есть и 3/4 дюйма или 1 дюйм. В основном, все головки такого типа имеют шестигранный профиль, изредка встречаются двенадцатигранные ударные головки, но они уже идут как специальный инструмент.

Среди ударных существуют головки для литых дисков. Они имеют меньший диаметр и помещены в защитный пластиковый чехол. Бывают разных цветов для различия их размера. При откручивании гайки или болта колёсного диска ударным инструментом, такая головка вращается внутри пластикового чехла, он же, в свою очередь, остаётся неподвижным относительно диска, что и предотвращает возможность поцарапать его. Для узких отверстий колёсных дисков были разработаны специальные тонкостенные суперпрочные ударные головки. Их диаметр ещё меньше, но за счёт посаженного на них прочного кованного кольца они выдерживают большие нагрузки, а, если головка лопнула, то кольцо не даёт ей раскрыться внутри диска и поцарапать его. Защитный чехол можно снять и тогда диаметр головки станет ещё меньше.

Набор головок для скругленного (слизанного) крепежа

Наборы изготовляются из твердой низколегированной стали для демонтажа резьбового крепежа ручным инструментом. Применяется для разборки узлов автомобиля с различным профилем крепежа. Используется при демонтаже "закисшего" или "зализанного" крепежа, который невозможно открутить с помощью обычного инструмента. За счёт сплава из низколегированной стали дают приложить больший момент силы при срыве крепежа. За счёт увеличенного пятна контакта скругленный профиль головки позволяет срывать даже сильно поврежденный крепёж. Работают только на откручивание и применяются для работы с крепежом, закрученным по часовой стрелке. Не предназначены для использования вместе с ударным инструментом. Редко встречаются поштучно.

Набор глубоких головок для скругленного (слизанного) крепежа, секреток

Предназначены для откручивания слизанных колесных болтов или сорванных секреток. В отличии от предыдущих головок имеют особую конструкцию - 6 специальных, высокопрочных граней и возможность применения как с ручным, там и с ударным инструментом. Работают только на откручивание и применяются для работы с крепежом, закрученным по часовой стрелке.

Специальные головки

Являются специнструментом для работы с отдельными узлами или агрегатами автомобилей. Представлены во множественных вариантах и используются исключительно для определённых работ с конкретной моделью или маркой машины. Таких как ремонт генераторов, откручивание ступичных подшипников, замена амортизаторов, работ по замене цепей или ремней ГРМ и т.д. В основном используются на станциях технического обслуживания автомобилей, реже - автолюбителями с опытом слесарных работ.

Среди специальных, пожалуй, стоит выделить головки для демонтажа/монтажа кислородных датчиков (лямда-зонд), которые также применимы для форсунок и датчиков давления масла. Это, пожалуй, наиболее популярный специнструмент среди торцевых головок в виду их универсальности. Небольшой набор подходит для работ практически со всеми современными автомобилями. Используется с ручным инструментом и в основном на СТО или людьми с опытом ремонта автомобилей. Помимо наборов продаются и поштучно.